День, когда «солнечные» дороги стали чуть ближе к реальности.


По самым скромным оценкам, на сегодняшний день на планете Земля проложено около 60 миллионов километров дорог различной ширины. Это огромные площади плоской поверхности, которые вот уже несколько тысячелетий просто занимают свое место — любые попытки как-то более рационально использовать их до сих пор удачными назвать можно с большой натяжкой. Разве что под эстакадами начали парковки крытые появляться.



Относительно свежее веяние моды — попытка использовать дороги для генерации электроэнергии. В прошлом пытались использовать энергию вибрации, однако на практике оказалось, что этот вариант становится более-менее эффективным на самых загруженных трассах и только в часы пик.

Другое решение — захват и сохранение тепловой энергии в летние дни для поддержания высокой температуры дороги в холодное время суток или сезона. Таким образом можно экономить на снегоуборочных машинах, а тестовая магистраль даже построена в Хиросиме.

Наконец, самая популярная сегодня идея — это внедрение в дорожное покрытие солнечных панелей. В 2014 году американская компания Solar Roadways (мы писали о них здесь) с помощью площадки IndieGoGo собрала два миллиона долларов на доводку прототипа «солнечной» дороги. Однако их попытка субъективно куда более дальше от реальности, чем работа голландского консорциума SolaRoad. Последний уже запустил в обращение 70-метровый участок велосипедной дорожки, дающей энергии на один-два полноценных дома.

Установка и запуск дороги состоялись в ноябре прошлого года. Спустя шесть месяцев авторы констатировали, что результаты эксперимента оказались даже лучше прогнозируемых.

Принцип прост: фотоэлектрические панели, генерирующие электричество, сверху защищены стеклом, а в качестве подложки выступает бетонный фундамент и резиновая прокладка. Верхний слой стекла имеет параметры сопротивления, сопоставимые с асфальтом или бетоном, но при этом дает возможность лучам света безболезненно проходить сквозь него. Каждая панель подключена к центральному хабу, откуда она подается в электросеть.

Разработчики уверяют, что дорожное покрытие выдержит проезд 12-тонного грузовика. В рамках нынешнего теста по нему ездили лишь велосипеды, но их общее число перевалило за 150 тысяч. За это время каких-то серьезных повреждений замечено не было. На следующем этапе эксперимента SolaRoads планирует построить «солнечные» дороги в других ближайших городках, а также попробовать уже масштабы побольше — осваивать не велосипедные дорожки, но полноценные дороги и, быть может, даже автомагистраль.

В чем принципиальное отличие SolaRoads от конкурентов, так это в экономической обоснованности проекта. На данный момент в консорциуме состоят четыре основных участника: исследовательский центр TNO, дорожная служба Ooms Civiel, поставщик электротехнических решений Imtech и власти провинции Северная Голландия, которые дали карт-бланш на эксперименты на ее дорогах. На текущем этапе стороны вложили 4 миллиона долларов на строительство тестовых прототипов, но при этом акцент делают даже не на развитие новых технологий — они то уже готовы — а на их масштабирование и перевод на коммерческие рельсы.

Другой плюс SolaRoads — узкая специализация. В чем-то эта история очень похожа на успех сервиса Dropbox: авторы не гонятся за многофункциональностью, но хотят что-то одно делать очень хорошо. Например, те же Solar Roadways хотят не просто генерировать энергию, но также пускать ее на обогрев дороги и освещение. «Вместо этого мы в SolaRoads хотим научиться эффективно получать электричество, а если в этом достигнем успеха, тогда уже можно подумать и об обогреве, и об иных способов потратить полученную энергию», говорит Стен де Вит, ведущий советник в TNO.

В SolaRoads пока не раскрывают стоимость их «солнечных» дорог, но говорят, что хотят построить нечто, что будет работать 20 лет. По их словам, за первые 15 лет полученное электричество компенсирует расходы на строительство дороги (по сравнению с обычной асфальтовой), а в последующие пять лет принесет инвестору чистую прибыль. Падающие цены на солнечные панели сделает эту бизнес-модель только еще более привлекательной.

Источник: https://the-clu.com/?p=33110

Комментарии