Проекты лунных баз: история.


Допустим, вы согласились с аргументами за освоение Луны. Вы знаете наиболее подходящие места для лунной базы. Следующий этап — посмотреть, какие проекты лунных баз предлагали раньше.



Давным-давно.

Нет ничего удивительного, что размышлять о базах на Луне люди стали еще задолго до появления космической техники. Истории о путешествиях на Луну придумывали еще древние греки (см. Лукиан Самосатский), а первая известная идея постоянного поселения появилась уже в 17 веке. В 1640 году, в третьем издании книги Джона Уилкинса «Открытие мира на Луне или рассуждение, в котором доказывается, что эта планета, возможно, обитаема» говорилось о колониях на Луне.

О лунных городах размышлял Константин Циолковский, мечтали пионеры космонавтики, а после Второй мировой войны идеи лунных баз пошли потоком.

В 1954 году фантаст Артур Кларк предложил достаточно продуманный проект лунной базы — с надувными модулями, присыпанными лунной пылью для защиты от космического излучения, ядерным реактором, планктоном, вырабатывающим кислород и электромагнитными пушками для отправки грузов на Землю.

Пионер космонавтики Герман Оберт придумывал удивительные проекты лунных вездеходов — один в виде гусеницы, другой — на одной «ноге», с гироскопической стабилизацией:

Незнание точных свойств поверхности Луны порождало проекты, кажущиеся сейчас забавными. Например, гипотеза о том, что Луна на километры в глубину покрыта пылью породила проект плавающей в пыли базы.

Стратегическая возвышенность.

Не остались в стороне и военные. Концепция космоса как «возвышенности», с которой можно безнаказанно швырять атомные бомбы на противника, вызвала всплеск военного интереса к Луне.

Проект «Horizon», разрабатывавшийся в 1959 году, предполагал первую высадку военных астронавтов на Луну в 1965 году, а к концу 1966 года на Луне уже несли бы боевое дежурство 12 человек. Для создания базы 147 ракет должны были доставить на Луну 220 тонн груза, а для поддержания боеготовности требовалось 64 ракеты и 120 тонн грузов в год. В проекте даже были проработаны меры защиты от десанта советских космонавтов — на дальних подступах база должна была обороняться неуправляемыми ракетами «Дэви Крокетт», а на ближних подступах советских космодесантников ждали бы мины «Клеймор» с модифицированными для пробития скафандров поражающими элементами.

Проект «Lunex», финальная версия которого была представлена в 1961 году, предполагал подземную базу на 21 человека. Крайне любопытным оказался эскиз лунного аппарата, разработчики предложили высаживаться на Луну в мини-шаттле с большой посадочной ступенью.

Глядя на эти проекты остается только радоваться, что характеристики и боеготовность баллистических ракет достигли такого уровня, что военные лунные базы оказались не нужны, и, в целом, военный космос, в итоге, уступил место мирному.

Золотой век — США.

Вернемся к гражданским проектам. В 1962 году Джон Денике и Стенли Занн опубликовали в журнале Aerospace Engineering проект лунной базы. На плоском участке Луны (вроде Моря Спокойствия) предлагалось построить немаленькую базу из 30 модулей суммарной площадью 1300 м2. Экипаж базы насчитывал 21 человека, а для энергоснабжения предполагалось использовать атомный реактор. Солнечные батареи рассматривались, но были отвергнуты.

В проекте Уильяма Симса предполагалось строить базу в стене кратера. Трехэтажная база должна была насквозь освещаться окнами наверху, а для защиты от космического излучения в многослойные окна была залита вода. Не все проекты хотели закапываться под поверхность, например, проект фильмы Boeing 1964 года предполагал достаточно высокую наземную базу:

Развитие программы «Аполлон» модифицировало проекты лунных баз под уже разработанные корабли и ракеты. Например, в проекте Филипа Кулбертсона от 1966 года предполагалось развивать лунную базу ежегодными запусками ракеты-носителя Saturn V, а астронавтов возить почти стандартными «Аполлонами», разве что в лунный модуль помещались три человека, а не два.

В 1968 году Джек Лапатра и Роберт Уилсон предложили проект MOONLAB. Предлагалась подземная база с широкой научной программой. В 1976 году экипаж базы должен был состоять из трех человек, которые работали бы на Луне три месяца. К 1981 году продолжительность лунной вахты планировалось довести до года. В 1982 году к трехэтажной базе должны были добавиться оранжереи, а в 1984 году ожидалось прибытие главного научного прибора — 100-сантиметрового телескопа. К этому времени планировалось, что экипаж базы достигнет 24 человек, из которых восемь будут заниматься астрономией. Ожидалось, что для постройки базы хватит «всего» 37 запусков.

Создание орбитальной станции «Скайлэб» привело к появлению проекта лунного «Скайлэба», а в 1971 году появился последний проект американского «золотого века». Используя опыт программ «Аполлон» и «Скайлэб», в компании North American/Rockwell разработали проект лунной базы с модулями из модифицированного «Скайлэба». Экипаж из 12 человек должен был активно заниматься наукой — кроме проведения дальних геологических экспедиций предполагались исследования в оптической и радиоастрономии.

Несмотря на триумф программы «Аполлон», золотой век американских проектов лунных баз закончился — космический бюджет сильно сократили, а из того, что осталось, львиная доля уходила на разработку Спейс Шаттла, для которого Луна была отдаленной целью — сначала планировалось обжить околоземную орбиту.

Золотая эра — СССР.

Советская лунная программа породила серьезно разрабатывающийся проект лунной базы, а понимание, что первыми на Луне будут американцы, добавило лунным базам весомости — длительные экспедиции с опорой на базу выглядели гораздо более серьезными, чем американские полеты «прилетели — набрали камней — улетели». Еще в 1962 году С.П. Королев поручил Владимиру Бармину (создателю стартовых сооружений для всех тогдашних космических ракет) задачу создания проекта лунной базы. Проект получил названия «ДЛБ» (Долговременная Лунная База), «Звезда» и неофициальное «Барминград». Проект был достаточно детально проработан. На первом этапе район обследовался автоматами — одни зонды смотрели с орбиты, другие возвращали на Землю образцы грунта, а луноходы разведывали район будущей базы непосредственно. Затем на Луну отправлялся «лунный поезд» с четырьмя космонавтами. Модули «поезда» были выполнены на луноходных колесах с приводом на каждое колесо. Это позволяло без особых трудов собрать приземляющиеся поодиночке модули, а затем, образовав своеобразный автопоезд, совершать поездки по окрестностям. Главной научной задачей базы была лунная геология, так что удобство перемещения было очень кстати. В полный состав базы, как ожидалось, должны были войти 9 модулей. Интересно, что модули имели складную часть, которая раскрывалась уже на Луне.

В развернутом виде площадь каждого модуля составляла 22,5 м2, а полный экипаж «Барминграда» мог составлять 9-12 человек. Конструкция даже была частично отработана на людях — макет блока использовался в одном из экспериментов по длительной изоляции в Институте медико-биологических проблем РАН.

К сожалению, в 1974 году была закрыта программа ракеты-носителя Н-1, и лунную базу стало не на чем выводить. Ставший к тому времени генеральным конструктором всей советской космической программы В.П. Глушко не отказался совсем от идеи лунной базы, и некоторое время разрабатывал проект «Вулкан-ЛЭК», где в качестве носителя предполагалась РН «Вулкан». Линейка ракет-носителей, тяжелым вариантом которой был «Вулкан», со временем превратилась в «Энергию», а от второго варианта лунной программы остался вот такой рисунок посадочного аппарата:

В 70-х годах, с закрытием программы «Аполлон» и советской лунной программы, о лунных базах стали мечтать гораздо реже. Новые проекты появились уже в 90-х, нулевых и сейчас. Но об этом как нибудь в следующий раз.

Источник: http://geektimes.ru/post/261096/

Комментарии