Мозг превращает слова в картинки.



Что происходит в мозге, когда мы учим новые слова? Из незнакомой последовательности букв слово постепенно превращается в единый визуальный образ.

При заучивании новых слов наш мозг переходит от чтения по буквам к восприятию слова как единого визуального образа – к таким выводам пришли исследователи из Джорджтаунского университета. В их эксперименте участвовали 25 человек, которых просили выучить набор специально выдуманных бессмысленных слов. Параллельно с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии наблюдали за работой мозга. Оказалось, что по мере разучивания предложенной словесной бессмыслицы менялась активность нейронов. То есть поначалу они воспринимали новое слово как нечто непонятное, состоящее из отдельных знаков, но потом оно становилось знакомым, и входило в словарь единой «картинкой».



Долгое время считалось, что распознавание текста в нейронном аппарате происходит по буквам. На первый взгляд, так оно и должно быть, ведь слова состоят из букв, и мы сами учимся читать, побуквенно разбирая то, что написано. Однако в 2009 году в журнале Neuron Максимилиан Ризенхубер (Maximilian Riesenhuber) и его коллеги опубликовали статью, где описывали активность участка левой зрительной коры, распознающего слова сразу и целиком. (Кстати, симметричный участок в зрительной коре справа отвечает за распознавание лиц.) Разумеется, тут же возник вопрос, как формируется «визуальный словарь». Вот тут и понадобились выдуманные слова, которые пришлось учить участникам нового эксперимента.

В результате нейробиологам удалось увидеть, как зрительные нейроны постепенно настраиваются на новое видение текста, как происходит переход от чтения по буквам к распознаванию слова как единого целого. Очевидно, что это ускоряет и облегчает чтение – как и узнавание лиц целиком, а не по отдельным чертам, помогает быстро узнавать другого человека и облегчает общение. Результаты работы будут опубликованы в Journal of Neuroscience.

Новые данные могут помочь тем людям, у которых есть неврологические проблемы с чтением. Бывает, что мозг просто не в состоянии выучить слова обычным, орфографическим методом, как последовательность букв. И тогда, возможно, очень кстати пришёлся бы метод, в котором акцент был бы не на буквах, а на слове как едином визуальном образе. Может быть, стимулируя соответствующую зону зрительной коры, мы сможем добиться и больших успехов в изучении иностранных языков. Правда, кроме написания, нужно знать ещё и произношение слов, но за этим уже нужно обращаться к другим участкам мозга – к тем, которые отвечают за восприятие и анализ звуков речи.

Источник: http://www.nkj.ru/news/26092/

Комментарии