Сейчас на нашей планете 5 обитаемых материков: Африка, Евразия, Австралия, Северная Америка и Южная Америка — и один необитаемый: Антарктида. Евразия делится на две части света; граница между ними проходит по Уральским горам, затем по реке Эмба до Каспийского моря, севернее Кавказа — по рекам Кума и Маныч до Азовского моря, а дальше — по Черному и Средиземному морям (так что Турция располагается в Азии, хотя по ее территории проходит тот же самый меридиан, что и по территории Норвегии, Финляндии и Украины — 30-й).
Считается, что порядка 200 млн лет назад на Земле существовал единый материк — Пангея, окруженный единым океаном. В состав Пангеи входили все современные материки, но затем материк раскололся пополам, и появилась Лавразия (включавшая в себя Северную Америку и большую часть Евразии) и Гондвана (в ее состав входила Африка, Южная Америка, Индостан, Австралия и Антарктида). После этого материки продолжили расползаться в разные стороны под действием тектонических сил и раскалываться на части, в результате чего мир принял знакомые нам очертания. Они продолжают свое движение, и приблизительно через 200 млн лет, вероятно, снова сойдутся в один суперконтинент — Новую Пангею.
Сегодня на нашей планете 14 литосферных плит: Евразийская, Северо-Американская, Австралийская, Филиппинская, Тихоокеанская, плита Хуана де Фука, Кокос, Наска, Южно-Американская, Скотия, Африканская, Аравийская, Индостанская и Антарктическая. При этом половина плит: Хуана де Фука, Кокос, Наска, Скотия, Филиппинская, Аравийская и Индостанская — имеют небольшой размер.
Внутренняя часть Земли практически недоступна для людей, но техника, эксперименты и работа с моделями позволили нам «прощупать» свою планету до самого ядра и создать теорию тектоники плит, которая объясняет то, что происходит с рельефом на суше и под водой. Твердые литосферные плиты все время «ползают» по раскаленной мантии планеты, и вместе с ними смещается дно океанов и материки. Дно постоянно создается на всей протяженности срединно-океанических хребтов — сети вулканических горных цепей длиной почти в два экватора (более 70 000 км), лежащих в центральных частях всех океанов. Но несмотря на то, что горячее ядро постоянно выталкивает породу, Земля не увеличивается в размерах. Это происходит потому, что по краям плит порода разрушается во впадинах — так называемых зонах субдукции и вновь спускается внутрь планеты. Это хорошо заметно, например, в случае с Тихоокеанской плитой. Огненное кольцо по ее краям — вулканы Камчатки, Японских островов, Новой Зеландии, Антарктиды, Огненной Земли, южноамериканских Анд, североамериканских Кордильер и Аляски — как раз такие зоны распада.
Материки также все время меняются, и сегодня известно, что разные их участки сформировались в разные промежутки времени. Горные цепи разрушаются и со временем превратятся в равнины, а на границах соприкосновения литосферных плит растут новые хребты.
«Сегодня все океаны: Атлантика, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый — раскрываются, — рассказывает профессор Николай Короновский, заведующий кафедрой динамической геологии геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и кафедрой экологии и наук о Земле международного университета "Дубна". — Магма поднимается в срединно-океанских хребтах; все идет согласно парадигме тектоники плит. Океаны и раньше раскрывались, а потом, наверное, сойдутся вместе, и снова возникнет Пангея, как 200 млн лет назад. Сказать, когда это произойдет, сложно, поскольку скорость движения у материков разная: Австралия быстро бежит к северу, а Антарктида стоит на месте. Австралия сдвигается на 15 см в год, Атлантика раскрывается на 6–7 см в год, а Аравия вместе с Африкой движется к северу на 2 см в год, и это немного. Периметр Тихого океана: Алеутская дуга, Камчатка, Курилы, Япония — это зоны субдукции, погружения тяжелой океанической плиты под более легкую континентальную. Из-за этого там проявляются вулканизм и землетрясения. Недаром есть Тихоокеанское огненное кольцо.
Если движение литосферных плит циклично, то мы, вероятно, находимся в середине цикла. Но точно сказать сложно. Их движение может ускориться, а может замедлиться. Все зависит от того, как происходят движения в мантии. А они происходят со скоростью 1–2 см в год. Однако если процесс продолжается 100 млн лет, все движения чувствуются».
Источник: http://mini.theoryandpractice.ru/article/12
Комментарии
Отправить комментарий