Египетский миллиардер Нагиб Сивирис недавно заявил о своих планах купить остров в Греции, чтобы беженцы из стран Ближнего Востока и Африки могли на нём поселиться. Хотя Нагиб назвал своё предложение в твиттере «сумасшедшей идеей», оно блёкнет по сравнению с более ранним проектом по Средиземноморью первой половины XX века. Тот проект серьёзно рассматривали главы государств и в какой-то момент даже ООН. Проект назывался Атлантропа, он предполагал частичное осушение Средиземного моря и создание Евроафриканского континента.
Атлантропа была замыслом немецкого архитектора Германа Зёргеля. Он неустанно занимался продвижением проекта с 1928 года до конца своей жизни в 1952 году. Опыт, полученный после Первой мировой войны, политических волнений 1920-х годов и восстания нацистов в Германии убедил Зёргеля, что избежать новой мировой войны можно, только если найти фундаментальное разрешение таких проблем Европы, как безработица, перенаселение и надвигающийся энергетическийкризис, ещё за десятилетие до нефти Саудовской Аравии. С небольшой верой в политику, Зёргель обратился к технологиям.
Плотины через Гибралтарский пролив, Дарданеллы, и, наконец, между Сицилией и Тунисом, на каждой из которых будут расположены гигантские ГЭС, станут основой для нового суперконтинента. В результате Средиземное море будет преобразовано в два бассейна, уровень воды в западной части понизится на 100 м, в восточной — на 200 м. В общей сложности над морем поднимутся 660 200 квадратных километров — территория чуть больше Франции.
Позже в план Атлантропа включили две плотины через реку Конго и создание морей Чад и Конго. Зёргель надеялся, что они окажут сдерживающее влияние на африканский климат, сделают его более приятным для европейских поселенцев. В связи с колониальными и расистскими взглядами того времени, Зёргель считал, что Африка с её ресурсами и землёй окажется полностью в распоряжении Европы, континент с большим количеством места, где могли бы расселиться массы людей, которые теснятся в Европе.
Несмотря на то что предложение Зёргеля может казаться абсурдным, оно было всерьёз воспринято архитекторами, инженерами, политиками и журналистами того времени. Обширный архив Атлантропа в Deutsche Museum в Мюнхене изобилует архитектурными чертежами для новых городов, плотин и мостов будущего континента, а также письмами поддержки и сотнями статей о проекте, которые появились в немецкой и международной популярной прессе и в специализированных инженерно-географических журналах.
Представление о достижении мира во всём мире, не прибегая к политике или дипломатии, а только лишь благодаря простому технологическому решению было тем, что сделало проект Атлантропа столь привлекательным. Атлантропа должна была соединяться огромной электрической сетью, которая была бы протянута с гигантской гидроэлектростанции на плотине Гиблартар и обеспечивала электричеством Европу и Африку. Электростанция должна была быть под управлением независимого органа, который имел бы право отключать подачу энергии любой стране, если та создавала угрозу для мира. Кроме того, Зёргель подсчитал, что строительство суперконтинента потребует столько денег и человеческих ресурсов от каждой страны, что никто после этого не имел бы достаточно средств для финансирования войны.
Веря в жителей Европы и их желанию обрести мир, Зёргель посвятил большую часть своей работы продвижению проекта с помощью прессы, радио, кино, переговоров, выставок и даже поэзии и симфонии Атлантропа. Он надеялся, что народная поддержка поможет ему получить помощь властей.
Неудивительно, что в глазах современников сотрудничество между государствами казалось ещё более утопичным, чем масштабный проект Атлантропа. Как заметил Нью-Йоркский журнал UN World в 1948: «Освоение Гибралтара для блага человечества звучит как мечта, но в XX века любая мечта — даже сотрудничество между государствами — возможна».
К 2012 году, когда Европейский союз был удостоен Нобелевской премии мира в знак признания его вклада в установление прочного мира в Европе, надежда, выраженная ООН, казалось, наконец-то осуществилась. Но в 2015 году сотрудничество между народами, похоже, снова стало далёкой мечтой. Там, где когда-то Герман Зёргель использовал образ переполненной Европы, которую можно спасти мирным переселением на Африканский континент, мы сейчас сталкиваемся как будто с зеркальным отражением, когда люди из Африки и со всего Ближнего Востока ищут убежища в Европе.
Сейчас пришло время, чтобы доказать, что премия мира была действительно заслужена. Пришло время, чтобы показать солидарность и единство. Но вместо этого Евросоюз оказался на грани развала из-за неспособности найти общее решение для размещения группы беженцев, число которых в конечном счёте составляет не более чем 0,11% от общей численности населения Евросоюза. К сожалению, европейское единство, а с ним и решение кризиса беженцев, представляется более утопично, чем планы Зёргеля по сливу моря.
Источник: http://www.epochtimes.ru/atlantropa-grandioznyj-plan-1920-goda-po-sozdaniyu-superkontinenta-v-sredizemnom-more-98999395/
Комментарии
Отправить комментарий