Семь «слов» из генетического словаря бактерии лишились своих прежних значений.
Суть генетического кода в том, что каждой из двадцати аминокислот, из которой сложены белковые молекулы, соответствуют определённые тройки – или триплеты, или кодоны – из четырёх нуклеотидов в ДНК (аденин – А, гуанин – G, цитозин – C и тимин – T; если речь идёт не о ДНК, а о РНК, то в ней вместо тимина мы найдём урацил – U).
Аминокислот – двадцать, нуклеотидов – четыре, и, чтобы получились уникальные соответствия, достаточно использовать тройные комбинации нуклеотидов. Однако чисто математически легко показать, что число возможных тройных нуклеотидных комбинаций из A, G, T и C равно 64. Получается, что триплетов в генетическом коде существует с избытком. Действительно, почти всем аминокислотам соответствует не одно кодоновое «слово», а несколько.
Единственная аминокислота, которой прописан только один кодон – это триптофан, чей триплет выглядит как UGG, где U – урацил (азотистое основание, используемое в РНК), G – гуанин. То есть когда белок-синтезирующая машина едет по молекуле РНК и собирает белковую молекулу, то наткнувшись на UGG, она встроит в растущую полипептидную цепь триптофан. Всем остальным аминокислотам соответствуют по два, по три, а то и по шесть кодонов; так, аминокислота пролин кодируется последовательностями CCU, CCC, CCA, CCG, где А – аденин, С – цитозин, U – урацил, G – гуанин. Кроме того, в генетическом коде есть специальные триплетные сигналы, которые обозначают начало и конец белковой молекулы, то есть начало и конец процедуры синтеза белка – так называемые старт- и стоп-кодоны. Их тоже существует несколько, и, например, в геноме кишечной палочки биосинтез останавливается тогда, когда белок-синтезирующая машина натыкается на одно из следующих стоп-слов: UAG, UAA или UGA.
Подробнее см.: http://www.nkj.ru/news/29414/ (Наука и жизнь, Кишечной палочке переписали генетический код)
Комментарии
Отправить комментарий