Как от общества первоначального изобилия человек пришел к обществу неумеренного потребления — «Теории и практики» проследили историю развития трудовых отношений, сравнили их особенности в различные исторические периоды, выяснили, всегда ли труд играл важную роль в жизни людей, и подобрали несколько книг по теме.
Охотники и собиратели.
Культурно-хозяйственный тип, который был распространен в эпоху палеолита, до сих пор можно встретить у некоторых племен в Австралии и Океании, Южной и Северной Америке, Африке, Азии. Антропологи долго считали, что члены охотничье-собирательских обществ тратят все время на тяжелое и утомительное добывание пищи.
Предполагалось, что из-за недостатка свободного времени (которое полностью уходит на борьбу за элементарное выживание) члены таких обществ в принципе не способны накопить излишки сверх витальной нормы. Однако оказалось, что в среднем охотник-собиратель тратит на удовлетворение первичных потребностей не так много времени, а в оставшиеся часы склонен скорее к праздности, чем к накоплению. Это объясняется тем, что охотники-собиратели воспринимают все добытое как дар, — соответственно, накапливать при таком подходе противоестественно. Американский антрополог Маршалл Салинз назвал этот тип «обществом первоначального изобилия».
Земледельцы.
На заре эпохи неолита, примерно 10 тысяч лет назад, появились первые земледельческие и скотоводческие сообщества, в которых акцент с добычи в естественной природной среде сместился на искусственное производство пищи и одежды. Изменился и характер труда — он требовал большей дисциплины, ответственности, оставлял меньше свободного времени, но в итоге это привело к накоплению излишка, который можно было обменять или сохранить. Впоследствии это позволило перейти к разделению труда: появились люди, не занятые непосредственной добычей пропитания — например, торговцы или кладовщики.
Постепенно охотничье-собирательские сообщества вытеснились земледельческими. У земледельцев стали появляться профессиональные армии, которые силой выталкивали охотников-собирателей с их мест обитания. Мелкомасштабное земледелие с использованием простейших орудий труда, конечно, не требовало сложной разветвленной организации хозяйства, отсутствовало заметное социальное неравенство, а собственность зачастую оставалась общинной. Для развитого же земледелия с использованием техники требовались первые протогосударственные образования — так начала выстраиваться сложная система властных отношений и разделение на классы. На разных этапах эта классовая дифференциация выражалась как в форме рабства (например, в античном мире), так и в форме сословного разделения.
Тяжелый труд большинства населения поддерживался христианской этикой, которая говорила о труде как о наказании за первородный грех, тем самым подчеркивая его неизбежность. Протестантская этика принесла понимание труда как земного призвания — впрочем, никак не смягчив его бремя. Тем не менее в некоторых регионах количество нерабочих дней могло доходить до полугода.
Все это продолжалось до конца XVIII — начала XIX века, до серии промышленных революций, которые и сформировали «общество труда» (лат. industria — «прилежание», «старательность», «трудолюбие». — Прим. ред.).
Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/15836-s-pereryvom-na-edu-i-son-kratkaya-istoriya-truda
Комментарии
Отправить комментарий