Одна из трех труднейших.
Академик Сергей Вавилов в свое время сформулировал три самые трудные, но и самые актуальные научные проблемы XX века. Первая – разработка способов лечения рака, вторая – создание управляемой термоядерной реакции. Третьей проблемой он назвал проблему точного прогнозирования погоды. Что делать: проблема, которая заинтересовала человечество, едва оно встало на две ноги, до конца не решена и до сих пор. Точность самых краткосрочных, а значит, самых метких прогнозов погоды не превышает восьмидесяти пяти процентов. И уже лет сорок не растет.
Сначала наблюдение – потом прогноз.
Кто только не занимался прогнозированием погоды в древности! Вплоть до китайского императора с приданными ему для этой цели жрецами. Итогом неверного прогноза могла стать казнь синоптика. Кстати сказать, такие обычаи бытовали и в европейских странах – совсем недавно британский парламент отменил закон, согласно которому автора несбывшегося прогноза казнили. Но все это было довольно давно. Историю современных прогнозов погоды отсчитывают примерно с XVII века, когда началось быстрое развитие физики и связанное с ним создание метеорологических приборов. Уже тогда было примерно понятно, что прежде, чем предсказать погоду, нужно за нею понаблюдать. На планету накинули сеть метеорологических станций: сначала в Италии, далее везде. И Россия не была тогда исключением, а следовала в русле мировой науки. Постоянные наблюдения за погодой приказал начать великий реформатор царь Петр. Снаряженная по его указу экспедиция Витуса Беринга по пути свое следования основала двадцать метеостанций.
Наука должна приносить пользу.
Самый основательный толчок синоптическая наука получила в середине XIX века, во время Крымской войны. Буря необычайной силы, разразившаяся в Балаклавской бухте, нанесла огромный урон английским и французским судам. А потом директор Парижской астрономической обсерватории Леверье выяснил, что бурю можно было предсказать. Это открытие и привело к созданию службы погоды и первых синоптических карт. Кстати сказать, термин «синоптика» появился как раз в это время и ввел его в научный оборот английский моряк и метеоролог Роберт Фицрой. Именно он активно продвигал мысль о том, наука должна приносить пользу людям, и синоптические карты составляются не для того, чтобы знать погоду сегодня, а чтобы предвидеть ее завтра. Горячность Фицроя и подвела: наука в его время была еще развита мало, прогнозы часто ошибались, ученого травила пресса и мучили угрызения совести – ведь из-за неправильных прогнозах гибли рыбаки в море. В итоге Фицрой покончил жизнь самоубийством.
Метеорология на высоте и в анекдотах.
Жизнь подвижников не прошла зря: службы предсказания погоды возникли во всех цивилизованных странах. Весь прошлый век метеорология и синоптика развивались семимильными шагами, радиозонды и спутники подняли науку в прямом и переносном смысле на иную высоту. И тем не менее, синоптики продолжают ошибаться, а мы обшучивать их ошибки: точный прогноз на завтра вы узнаете послезавтра, синоптик ошибается один раз, но каждый день. Метеорологи отшучиваются в ответ: существуют компьютерные модели, точно предсказывающие погоду на день вперед, но их обсчет занимает два дня.
Источник: https://scientificrussia.ru/articles/trudno-i-aktualno-prognoz-pogody-s-drevnosti-i-do-nashih-dnej
Комментарии
Отправить комментарий