"Тетрис" - известная многим, достаточно примитивная, но тем не менее захватывающая видеоигра, где надо выстраивать падающие "строительные блоки" в горизонтальные линии. Как только получается ровный ряд без пробелов, он исчезает, за что начисляются очки, а играющий концентрируется на дальнейшей тактике.
Ученые утверждают, что простота игры и эффект погружения в нее делают "Тетрис" весьма действенным терапевтическим средством.
Профессор Эмили Холмс, психолог из Каролинского института в Швеции много лет изучает возможности медицинского применения игры.
"Нам было интересно поставить задачу, при которой активно задействуется зрительная память, В "Тетрисе" это - цвета, конфигурации и направление движения "строительных блоков", полностью поглощающие внимание. Другие игры, которые мы испытывали в лабораторных условиях, задействующие память или счетные способности, не срабатывали, и мы поняли, что важен именно зрительный эффект".
Эта игра настолько поглощает внимание, что люди продолжают даже во сне видеть падающие блоки; феномен получил название "эффект "Тетриса"".
И вот как он может помогать людям.
Посттравматическое стрессовое растройство.
Профессор Холмс недавно опрубликовала исследование, в котором показано, как "Тетрис"-терапия положительно влияет на процесс восстановления после психологических травм.
Возглавляемая ею рабочая группа в Оксфордском университете применяла "Тетрис"-терапию к пациентам неотложной помощи одной крупной бртанской больницы, испытавшим шок в результате автокатастрофы.
Оказалось, что достаточно 20 минут игры, чтобы отвлечь пациента от травмирующих воспоминаний о пережитом инциденте.
По словам профессора Холмс, исследования показали, что если непосредственно после пережитого инцидента отвлечься на задачи, требующие визуального внимания, это может помочь предотвратить формирование в памяти травмирующего зрительного образа. Но для этого необходимо действовать в первые 6 часов после травмы.
Согласно результатам исследования, пациенты после "Тетрис"-терапии меньше испытывали так называемое непроизвольное прокручивание в памяти пережитого, чем те, кто ей не подвергался.
Испытания проводились на 71 пациенте, но профессор Холмс настаивает на расширении эксперимента. И если результаты ее исследования подтвердятся, другие больницы смогут начать использовать эту методику.
Пагубные пристрастия.
Ученые Плимутского университета и университета Квинсленда, Австралия, утверждают, что игра в "Тетрис" помогает бороться с тягой к алкоголю, сигаретам и кофе. Они предложили 31 студенту принять участие в эксперименте.
15-ти из испытуемых студентов выдали iPod для коротких партий игры в "Тетрис" - чтобы посмотреть, оказывает ли это какое-то воздействие. Результаты показали, что у этой группы тяга ко всему перечисленному снизилась.
Профессор Джеки Андраде, проводившая исследование, объясняет: "Мы считаем, что "Тетрис" срабатывает, поскольку подобные пристрастия подразумевают, что человек воображает употребление конкретного вещества или вовлечение в определеннные виды деятельности. Визуально захватывающие игры, такие, как "Тетрис", воздействуют на соответствующий вид мозговой деятельности: играющему в "Тетрис" сложно представлять себе что-либо еще".
Синдром "ленивого глаза".
Небольшое исследование, проведенное несколько лет назад, продемонстрировало, что специально адаптированная версия "Тетриса" помогает при амблиопии, или так называемом синдроме "ленивого глаза".
Видеоигра тренирует оба глаза работать синхронно, что является полной противоположностью лечению, применявшемуся ранее (обычно врачи рекомендуют прикрыть здоровый глаз повязкой, чтобы заставить трудиться "ленивый глаз").
Доктор Роберт Хесс из канадского университета Макгилл, проводивший это исследование, рассказывает: "При помощи специальных окуляров мы даем двоякую картинку, когда один глаз видит только изображения падающих предметов, а другой - только изображения предметов, покоящихся горизонтально. Это заставляет оба глаза работать синхронно."
Исследование проводилось на 18 взрослых пациентах с амблиопичным глазом. Половина из них играла в обычный "Тетрис" с закрытым повязкой здоровым глазом, другая - в модифицированную версию, используя оба глаза.
После двух недель испытаний группа, задействовавшая оба глаза, продемонстрировала более существенное улучшение зрения.
А когда группа, игравшая с повязкой и показавшая лишь небольшое улучшение зрения, переключилась на тренинг с обоими открытыми глазами, ситуация заметно изменилась к лучшему.
Источник: http://www.bbc.com/russian/features-39423163
Комментарии
Отправить комментарий